Сегодня мы
поговорим о том, что же такое настоящая классическая поэзия, и что нужно для
того, чтобы научиться её чувствовать и понимать.
Наверное, многие
люди задавали себе подобный вопрос: а что же это такое – поэзия? Просто игра в
красивые слова и банальные, набившие всем оскомину рифмы? Зачем это вообще
нужно? Не слишком ли мы усложняем себе и так не очень-то простую жизнь? Ну,
пару цветистых слов с виньеточкой на открытку к юбилею, и так, чтобы понятно
было, и рифму попроще, что-то вроде любить-дарить-просить – это ещё можно. Но
все эти заумные глупости… Пустая трата времени и бумаги!
Поэзия, наряду с музыкой, пожалуй, наиболее утончённый по самой своей сути вид искусства. Если живопись, скульптуру и архитектуру вполне можно понимать на обычном, бытовом, хотя и продвинутом, уровне, то настоящая поэзия и музыка имеют как бы более высокие частоты колебания, и чтобы научиться их воспринимать, необходимо выполнить определённую работу – нужно приучить себя слышать эти частоты и понимать тот язык, на котором ведётся передача.
Есть люди,
которые сразу рождаются с утончённым восприятием, и они буквально тут же
способны, как в океанских волнах, купаться в звуках, словах, рифмах и в том, что
стоит за ними. Я не оговорился – именно в том, что стоит за ними… Но об этом
чуть позже. Для многих других людей высокая музыка и поэзия (в данном случае, я
не имею в виду искусство Филиппа Киркорова или Валерии) выглядят словно
арабская грамота.
Но это отнюдь не
приговор. Так же, как научиться читать сложную арабскую вязь, можно научиться
слышать, воспринимать и чувствовать настоящую классическую музыку и поэзию,
было бы желание. «Классическую», в данном случае, не по времени написания, а по
уровню самих произведений. Классическое стихотворение или соната могут быть
написаны как сегодня, так и три века назад – время здесь не имеет значения.
Хотя начинать, конечно, нужно с образцов творчества, прошедших уже испытание годами. Если это музыка: Моцарт, Бах, Вивальди, Альбинони, Шопен, Чайковский, Рахманинов… Если поэзия: Пушкин, Байрон, Рембо, Ахматова, Шекспир, Пастернак, Гумилёв, Есенин, Цветаева, Высоцкий… Для того чтобы в полном масштабе воспринимать произведения этих и равных им по уровню авторов, нужно суметь на них настроиться и уметь понимать. Аналогично обычному радиоприёмнику – если у вас, скажем, приёмник настроен на одну частоту, и его необходимо перестроить на другую, чтобы поймать радиостанцию, на которой ведётся интересующая вас передача.
Поймав такую «радиостанцию»
однажды, вам нужно научиться настраиваться на неё по своему желанию, когда
угодно, и при этом знать тот язык, на котором ведётся передача. Иными словами, войдя один раз в необходимое
для восприятия состояние сознания, постарайтесь его запомнить – то, как вам в
нём хорошо, легко, свободно – и попытайтесь вводить себя в него по своему
желанию. Для этого, безусловно, необходимы труд, желание, терпение и постоянная
практика. Зато, когда это у вас начнёт по-настоящему получаться, вы откроете
для себя удивительное и невероятно огромное измерение, переполненное свободой,
радостью и невероятной энергией!
Таким образом вы
научитесь шаг за шагом расширять своё сознание и открывать в себе и в окружающем
мире всё новые и новые грани, о которых ранее даже и не подозревали. Постепенно
вы поймёте, что такое Свобода и сможете сопоставлять себя с ней – словно
качаясь на тёплых и мягких океанских волнах, блаженствуя и невольно растворяя
себя в этом просторе, чтобы потом выйти на берег счастливым и обновленным. По
аналогии с приёмником – вы подключаете к нему антенну, и легко ловите
радиостанции самых отдалённых стран.
Так постепенно
совершенствуется сознание – оно становится гибче, чувствительнее и свободнее.
Что, откровенно говоря, совсем не на руку тем, кто желал бы это самое сознание
ограничить узкими и жёсткими рамками – ведь ограниченными людьми гораздо проще
и удобнее манипулировать и управлять, используя их в качестве грубой рабочей
силы, животноводческого скота или элементарной батарейки, так живописно описанной
в фильме «Матрица». И, к сожалению, это отнюдь не метафора.
Мир гораздо
шире, чем двор вашего дома и конторы, в которой вы служите. Человек весь
состоит из штампов, стереотипов, привычек, обрядов, правил поведения, навязанных
с самого детства и опутывающих его как клубком шерстяных ниток, за которые время
от времени дёргают, чтобы вызвать ту или иную реакцию, и которые загораживают
от него краски и предметы реального мира. И весь ужас этой ситуации состоит в
том, что эта аллегория слишком близка к реальному положению вещей.
Расширяя своё сознание, вы постепенно
освобождаетесь от манипулирующих вами нитей и становитесь чуть свободнее. И
постепенно из раба, которым вас хотят слишком многие видеть, превращаетесь в то
свободное существо, которым вы и являетесь по праву. Настоящая поэзия в данном
случае служит, с одной стороны, инструментом, с помощью которого мы шлифуем
своё сознание, делая его более гибким и чутким. С другой стороны, это – крылья,
которые позволяют нам на время достичь той высоты, где мы свободны и легки, обрести
там живительную энергию, веру, любовь и то блаженное счастье, которые все
вместе и являются вратами нашего истинного Дома.
Мир слишком
велик, но мы почти ничего о нём не знаем, считая, однако, что изучили его уже
вдоль и поперёк, и сами нарекли себя царями этого мира. Бедные безумцы… Вот
такими самонадеянными, близорукими и беспечными безумцами как раз и удобнее
всего управлять.
У Платона есть
аллегория, что человек от рождения прикован в пещере, так, чтобы не видеть
выхода, а всё время быть обращённым лицом к противоположной стене, где видны
лишь тени, отбрасываемые предметами от освещенного входа. Так и проводит он всю
свою жизнь, строя философские системы и научные теории, полагая, что эта пещера
с тенями на её стене и есть настоящий мир. Мир же, с его красками, солнцем,
морем, вольным ветром и небом раскинулся всего в нескольких десятках метров от пещеры,
и всё что нужно человеку, чтобы увидеть его – снять оковы и выйти на свет.
Поэзия – это
один из инструментов для нашего сознания, который может помочь ему стать
свободнее и несколько расширить свои горизонты. Безусловно, я пока лишь едва
коснулся некоторых аспектов того, что есть Настоящая Поэзия и для чего она
служит. На самом деле, всё гораздо глубже и многограннее. Поэзия управляет
сочетаниями образов, ритмов, звуков, рифм и размеров, та или иная комбинация
которых может сработать как определённая программа – ключ, позволяющий человеку,
умеющему им воспользоваться, открыть двери своей клетки и приблизиться к истинному
миру.
Но об этом уже в
следующей статье…