Понедельник
30.12.2024
17:36
   0
 
 
 
 

Литературное агентство «СТИЛЬ»

Пара слов о метафизике поэзии

 

метафизика поэзии, поэзия


Сегодня мы поговорим о том, что же такое настоящая классическая поэзия, и что нужно для того, чтобы научиться её чувствовать и понимать.

 

Наверное, многие люди задавали себе подобный вопрос: а что же это такое – поэзия? Просто игра в красивые слова и банальные, набившие всем оскомину рифмы? Зачем это вообще нужно? Не слишком ли мы усложняем себе и так не очень-то простую жизнь? Ну, пару цветистых слов с виньеточкой на открытку к юбилею, и так, чтобы понятно было, и рифму попроще, что-то вроде любить-дарить-просить – это ещё можно. Но все эти заумные глупости… Пустая трата времени и бумаги!

 

Поэзия, наряду с музыкой, пожалуй, наиболее утончённый по самой своей сути вид искусства. Если живопись, скульптуру и архитектуру вполне можно понимать на обычном, бытовом, хотя и продвинутом, уровне, то настоящая поэзия и музыка имеют как бы более высокие частоты колебания, и чтобы научиться их воспринимать, необходимо выполнить определённую работу – нужно приучить себя слышать эти частоты и понимать тот язык, на котором ведётся передача.


метафизика поэзии, поэзия

Есть люди, которые сразу рождаются с утончённым восприятием, и они буквально тут же способны, как в океанских волнах, купаться в звуках, словах, рифмах и в том, что стоит за ними. Я не оговорился – именно в том, что стоит за ними… Но об этом чуть позже. Для многих других людей высокая музыка и поэзия (в данном случае, я не имею в виду искусство Филиппа Киркорова или Валерии) выглядят словно арабская грамота.

 

Но это отнюдь не приговор. Так же, как научиться читать сложную арабскую вязь, можно научиться слышать, воспринимать и чувствовать настоящую классическую музыку и поэзию, было бы желание. «Классическую», в данном случае, не по времени написания, а по уровню самих произведений. Классическое стихотворение или соната могут быть написаны как сегодня, так и три века назад – время здесь не имеет значения.

 

Хотя начинать, конечно, нужно с образцов творчества, прошедших уже испытание годами. Если это музыка: Моцарт, Бах, Вивальди, Альбинони, Шопен, Чайковский, Рахманинов… Если поэзия: Пушкин, Байрон, Рембо, Ахматова, Шекспир, Пастернак, Гумилёв, Есенин, Цветаева, Высоцкий… Для того чтобы в полном масштабе воспринимать произведения этих и равных им по уровню авторов, нужно суметь на них настроиться и уметь понимать. Аналогично обычному радиоприёмнику – если у вас, скажем, приёмник настроен на одну частоту, и его необходимо перестроить на другую, чтобы поймать радиостанцию, на которой ведётся интересующая вас передача.

 

метафизика поэзии, поэзия

Поймав такую «радиостанцию» однажды, вам нужно научиться настраиваться на неё по своему желанию, когда угодно, и при этом знать тот язык, на котором ведётся передача.  Иными словами, войдя один раз в необходимое для восприятия состояние сознания, постарайтесь его запомнить – то, как вам в нём хорошо, легко, свободно – и попытайтесь вводить себя в него по своему желанию. Для этого, безусловно, необходимы труд, желание, терпение и постоянная практика. Зато, когда это у вас начнёт по-настоящему получаться, вы откроете для себя удивительное и невероятно огромное измерение, переполненное свободой, радостью и невероятной энергией!

 

Таким образом вы научитесь шаг за шагом расширять своё сознание и открывать в себе и в окружающем мире всё новые и новые грани, о которых ранее даже и не подозревали. Постепенно вы поймёте, что такое Свобода и сможете сопоставлять себя с ней – словно качаясь на тёплых и мягких океанских волнах, блаженствуя и невольно растворяя себя в этом просторе, чтобы потом выйти на берег счастливым и обновленным. По аналогии с приёмником – вы подключаете к нему антенну, и легко ловите радиостанции самых отдалённых стран.

 

Так постепенно совершенствуется сознание – оно становится гибче, чувствительнее и свободнее. Что, откровенно говоря, совсем не на руку тем, кто желал бы это самое сознание ограничить узкими и жёсткими рамками – ведь ограниченными людьми гораздо проще и удобнее манипулировать и управлять, используя их в качестве грубой рабочей силы, животноводческого скота или элементарной батарейки, так живописно описанной в фильме «Матрица». И, к сожалению, это отнюдь не метафора.

метафизика поэзии, поэзия
 

Мир гораздо шире, чем двор вашего дома и конторы, в которой вы служите. Человек весь состоит из штампов, стереотипов, привычек, обрядов, правил поведения, навязанных с самого детства и опутывающих его как клубком шерстяных ниток, за которые время от времени дёргают, чтобы вызвать ту или иную реакцию, и которые загораживают от него краски и предметы реального мира. И весь ужас этой ситуации состоит в том, что эта аллегория слишком близка к реальному положению вещей.

 

Расширяя своё сознание, вы постепенно освобождаетесь от манипулирующих вами нитей и становитесь чуть свободнее. И постепенно из раба, которым вас хотят слишком многие видеть, превращаетесь в то свободное существо, которым вы и являетесь по праву. Настоящая поэзия в данном случае служит, с одной стороны, инструментом, с помощью которого мы шлифуем своё сознание, делая его более гибким и чутким. С другой стороны, это – крылья, которые позволяют нам на время достичь той высоты, где мы свободны и легки, обрести там живительную энергию, веру, любовь и то блаженное счастье, которые все вместе и являются вратами нашего истинного Дома.

 

Мир слишком велик, но мы почти ничего о нём не знаем, считая, однако, что изучили его уже вдоль и поперёк, и сами нарекли себя царями этого мира. Бедные безумцы… Вот такими самонадеянными, близорукими и беспечными безумцами как раз и удобнее всего управлять.

 

У Платона есть аллегория, что человек от рождения прикован в пещере, так, чтобы не видеть выхода, а всё время быть обращённым лицом к противоположной стене, где видны лишь тени, отбрасываемые предметами от освещенного входа. Так и проводит он всю свою жизнь, строя философские системы и научные теории, полагая, что эта пещера с тенями на её стене и есть настоящий мир. Мир же, с его красками, солнцем, морем, вольным ветром и небом раскинулся всего в нескольких десятках метров от пещеры, и всё что нужно человеку, чтобы увидеть его – снять оковы и выйти на свет.

 

Поэзия – это один из инструментов для нашего сознания, который может помочь ему стать свободнее и несколько расширить свои горизонты. Безусловно, я пока лишь едва коснулся некоторых аспектов того, что есть Настоящая Поэзия и для чего она служит. На самом деле, всё гораздо глубже и многограннее. Поэзия управляет сочетаниями образов, ритмов, звуков, рифм и размеров, та или иная комбинация которых может сработать как определённая программа – ключ, позволяющий человеку, умеющему им воспользоваться, открыть двери своей клетки и приблизиться к истинному миру.

 

Но об этом уже в следующей статье…